Могут ли судебные приставы-исполнители наложить запрет на регистрационные действия на объект, находящийся в лизинге?

Ситуация:

У должника был оформлен договор лизинга на транспортное средство. Приставами был наложен запрет на регистрационные действия . Одновременно 01.08.2023 были заключены соглашение о досрочном выкупе имущества по договору лизинга, договор купли-продажи и соглашение о  замене стороны по договору купли-продажи. Договор купли-продажи был заключен еще с должником. ГИБДД отказывает в регистрации транспортного средства на нового покупателя ввиду наличия запретов у приставов.

Подскажите, пожалуйста, могут ли судебные приставы-исполнители наложить запрет на регистрационные действия на объект, находящийся в лизинге?

Решение:

Судебные приставы-исполнители вправе наложить запрет на регистрационные действия на объект, находящийся в лизинге.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон N 164-ФЗ) на предмет лизинга не может быть обращено взыскание третьего лица по обязательствам лизингополучателя, в том числе в случаях, если предмет лизинга зарегистрирован на имя лизингополучателя.

Согласно ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 229-ФЗ) обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю.

Необходимо отметить, что объявление запрета в отношении транспортных средств, зарегистрированных за должником, не является мерой принудительного исполнения в виде обращения взыскания на имущество должника. Данная позиция также нашла свое отражение в п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

Ссылаясь на данное обстоятельство, рассматривая заявления лизингодателей, суды Российской Федерации, как правило, признают действия судебных приставов-исполнителей по запрету на совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства, являющегося предметом лизинга, законными (Письмо> ФССП России от 27.11.2017 N 00145/17/115758 <Об обращении взыскания третьего лица по обязательствам лизингополучателя>).

Документы КонсультантПлюс:

  • {<Письмо> ФССП России от 27.11.2017 N 00145/17/115758 <Об обращении взыскания третьего лица по обязательствам лизингополучателя> {КонсультантПлюс}}
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» {КонсультантПлюс}
  • {Вопрос: …Между организациями А (лизингодатель) и Б (лизингополучатель) заключен договор лизинга недвижимого имущества. На имущество организации Б наложен арест. Судебным постановлением наложен запрет на совершение любых действий, приводящих к изменению или прекращению правоотношений, на основании которых возникли имущественные права. Организация А уведомила контрагента о расторжении договора лизинга и обратилась в регистрирующий орган с заявлением о госрегистрации прекращения ограничения права. Правомерен ли отказ регистрирующего органа? (Консультация эксперта, 2014) {КонсультантПлюс}}