Суд: О возложении обязанности провести в многоквартирном доме капитальный ремонт.

Апелляционное определение Пермского краевого суда от 14.11.2023 по делу N 33-12603/2023

Районный прокурор обратился с иском к НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (далее — Фонд) о возложении обязанности провести в многоквартирном доме капитальный ремонт крыши в течение 8 месяцев после вступления решения суда в законную силу. Указано, что региональной программой и краткосрочным планом на 2018-2020 годы по многоквартирному дому до 31.12.2020 были запланированы работы по капитальному ремонту крыши. Несмотря на истекшие сроки проведения капитального ремонта, установленные региональной программой на 2018-2020 гг. и краткосрочным планом, должных мер по проведению работ по капитальному ремонту многоквартирного дома не принято. Ответчик НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» иск не признал. В случае удовлетворения исковых требований просил предоставить отсрочку для проведения капитального ремонта крыши до лета 2024 года. Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Подробнее:

 

Ответчик оспаривает решение суда, указывая на нарушение правил подсудности. Также указывает на то, что истцом был пропущен срок исковой давности, поскольку договор на проведение капитального ремонта многоквартирного дома должен был быть заключен в 2018 году, однако, с указанного времени ни собственники помещений многоквартирного дома, ни истец требований о проведении капитального ремонта Фонду не предъявляли. Указано на нарушение обязательного досудебного порядка урегулирования спора. В судебном заседании прокурор просил оставить решение суда без изменения, остальные лица участие не принимали.

Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 N 288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы. Названная программа утрачивает силу с 01.01.2024. Программой в период 2018-2020 годы запланированы мероприятия по комплексному обследованию и капитальному ремонту крыши указанного многоквартирного дома. Невыполнение названной Программы в части капитального ремонта крыши многоквартирного дома явилось основанием для обращения с иском.

Удовлетворяя исковые требования, районный суд учел, что положения статьи 182 Жилищного кодекса РФ, обязывают регионального оператора обеспечить проведение капитального ремонта в порядке и сроки, предусмотренные региональной программой капитального ремонта. Разделом N 5 «Механизм реализации программы» предусмотрена обязанность регионального оператора (Фонда) по обеспечению выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе: подготовка задания на выполнение работ по капитальному ремонту, при необходимости — подготовка и утверждение проектной документации на проведение капитального ремонта, привлечение подрядных организаций с заключением договоров, контроль качество и сроков выполнения работ. Поскольку Фондом положения Программы по срокам проведения капитального ремонта крыши дома нарушены, он не был проведен в период 2018-2020 годы, то суд пришел к выводу, что иск к Фонду, как исполнителю Программы предъявлен обоснованно. Обязанность по реализации Программы N 288-П в части запланированного на 2018-2020 годы, но не проведенного капитального ремонта крыши, у Фонда сохраняется.

Судебная коллегия названные выводы районного суда признает правильными, отклоняя соответствующие доводы апелляционной жалобы.

Разделом N 3 «Ресурсное обеспечение Программы» предусмотрено, что в целях реализации Программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, определения объемов финансирования услуг и (или) работ по капитальному ремонту, в том числе видов и объема государственной и муниципальной поддержки, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края ежегодно утверждает краткосрочный план. Виды услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, стоимость этих видов услуг и (или) работ устанавливаются в соответствии с краткосрочными планами с учетом результатов обследования многоквартирного дома. Программа подлежит актуализации не реже чем один раз в год (раздел N 5 Программы).

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 20.12.2018 N СЭД-46-09-25-119 «Об утверждении регионального краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24 апреля 2014 г. N 288-п, на 2018-2020 годы» утвержден краткосрочный план капитального ремонта спорного многоквартирного дома. Срок завершения работ по капитальному ремонту определен краткосрочным планом до 31.12.2020 (позиция 9636).

Таким образом, краткосрочный план предусматривал проведение спорных работ, выполнен не был, доводы апелляционной жалобы в данной части необоснованны. Доводы об истечении срока исковой давности отклоняются, поскольку исходя из предельного срока капитального ремонта (до 31.12.2020) и при обращении с иском 11.05.2023 срок исковой давности не истек. Поскольку ответчик при рассмотрении дела не заявлял о передаче дела по подсудности, и исходя из того, что для данной категории спора не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров, то доводы жалобы о нарушении правил подсудности и несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора отклоняются.

Таким образом,  решение районного суда гор. Перми оставлено без изменения, апелляционная жалоба Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» — без удовлетворения.