Пермский край

СПРОСИ У КОНСУЛЬТАНТПЛЮС

По материалам электронного журнала «Азбука права».
Документы предоставлены КонсультантПлюс.

Зарегистрируйтесь и получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 3 дня.

КАК ОФОРМИТЬ ДОГОВОР ДАРЕНИЯ ЖИЛОГО ДОМА?

При дарении жилого дома его собственник (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другому лицу (одаряемому) жилой дом, а также земельный участок, на котором он расположен (ст. 273, п. п. 1, 2 ст. 552, п. 1 ст. 572 ГК РФ; п. 4 ст. 35 ЗК РФ).

Для оформления договора дарения жилого дома рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подготовьте необходимые документы

Для заключения договора дарения и последующей регистрации перехода права собственности вам понадобятся следующие документы (п. 1 ст. 26, п. п. 1, 2 ст. 37 ГК РФ; ст. 34, п. 3 ст. 35, п. 3 ст. 60 СК РФ; ч. 2 ст. 14, ч. 4, 8 ст. 18, ч. 1 ст. 28 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ; ч. 7 ст. 21 Закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ):

  1. документы, удостоверяющие личность дарителя и одаряемого;
  2. правоустанавливающие документы на жилой дом и земельный участок, на котором он расположен (документы, на основании которых даритель приобрел право собственности, например договоры купли-продажи или дарения, свидетельство о праве на наследство, решение суда, акт органа местного самоуправления);
  3. правоподтверждающие документы (свидетельства о государственной регистрации права собственности, выданные до 15.07.2016, либо выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН, до 01.01.2017 — ЕГРП), удостоверяющие государственную регистрацию права собственности на жилой дом и земельный участок);
  4. нотариально удостоверенное согласие супруга на дарение (если жилой дом, земельный участок были приобретены в период брака и являются общей совместной собственностью супругов);
  5. иные документы в зависимости от ситуации (например, если дарителем является несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет, потребуется разрешение органа опеки и попечительства, а также письменное согласие его родителей).

Шаг 2. Составьте договор дарения

Договор дарения должен быть заключен в письменной форме и подписан сторонами (п. 1 ст. 160 ГК РФ; ч. 1, 2 ст. 14, ч. 1 ст. 21 Закона № 218-ФЗ).

В договоре должно быть выражено волеизъявление дарителя безвозмездно передать жилой дом и земельный участок. Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Таким условием для договора дарения является его предмет, то есть договор должен содержать данные, позволяющие точно установить жилой дом и земельный участок, на котором он расположен: адрес, площадь, кадастровый номер, а для земельного участка — также указание категории земель и вида разрешенного использования (п. 1 ст. 432, п. п. 1, 2 ст. 572 ГК РФ).

Обратите внимание!
Не допускается дарение недвижимости, в частности, от имени малолетних и недееспособных граждан их законными представителями, дарение учителям со стороны их учеников, врачам со стороны пациентов, а также государственным или муниципальным служащим в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных обязанностей (п. 1 ст. 575 ГК РФ).

Рекомендуем указать в договоре реквизиты правоустанавливающих и правоподтверждающих документов, дату и номер регистрации права собственности дарителя на жилой дом и земельный участок.

В договоре можно также предусмотреть условие об отмене дарения в случае, если даритель переживет одаряемого (п. 4 ст. 578 ГК РФ).

Нотариально удостоверять договор дарения не требуется, за исключением следующих случаев (ч. 1 ст. 42, ч. 2 ст. 54 Закона № 218-ФЗ; Письмо Минэкономразвития России от 19.04.2017 № ОГ-Д23-4562):

  • дарение недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным;
  • дарение долей в праве общей собственности на недвижимое имущество (кроме земельных долей), в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке.

Шаг 3. Обратитесь в Росреестр

Для государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом и земельный участок от дарителя к одаряемому представьте в Росреестр заявление и необходимые документы (ст. 131 ГК РФ; ч. 1 ст. 3, ч. 1, 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457).

За государственную регистрацию права собственности необходимо уплатить госпошлину (ст. 17 Закона № 218-ФЗ).

Справка. Размер госпошлины
Размер госпошлины за регистрацию права собственности на недвижимость (за исключением отдельных видов земельных участков) составляет 2 000 руб. При регистрации прав на земельный участок, предназначенный, например, для ведения дачного хозяйства или ИЖС, размер госпошлины — 350 руб. При наличии возможности обращения с заявлением и уплаты госпошлины через порталы госуслуг и иные порталы, интегрированные с ЕСИА, госпошлина рассчитывается с коэффициентом 0,7 (пп. 22, 24 п. 1 ст. 333.33, п. 4 ст. 333.35 НК РФ).

Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из ЕГРН, а также специальной регистрационной надписью на договоре дарения (ч. 1 ст. 28 Закона № 218-ФЗ; п. 1 Приложения № 3 к Приказу Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943).

Обратите внимание!
Подарок облагается НДФЛ, если даритель и одаряемое лицо не являются членами семьи или близкими родственниками. Также одаряемый становится плательщиком налога на имущество и земельного налога в отношении подаренного жилого дома и земельного участка (п. 1 ст. 41, п. 1 ст. 210, п. 18.1 ст. 217, п. 1 ст. 389, ст. 401 НК РФ).

Актуально на 14.12.18 г.

Зарегистрируйтесь и получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 3 дня.

 

КАК ОФОРМИТЬ СДЕЛКУ КУПЛИ-ПРОДАЖИ КВАРТИРЫ?

В настоящее время договоры купли-продажи жилых помещений — жилого дома, квартиры или их частей государственной регистрации не подлежат. Однако переход права собственности на недвижимость по данным договорам по-прежнему подлежит регистрации, поэтому необходимо подавать документы в Росреестр (ст. ст. 551, 558 ГК РФ; ч. 8 ст. 2 Закона от 30.12.2012 № 302-ФЗ).

Для оформления сделки купли-продажи квартиры рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подготовьте необходимые документы

К таким документам относятся правоустанавливающие и правоподтверждающие документы на квартиру, а также документы, подтверждающие личность сторон сделки. В частности, это (ч. 1, 2 ст. 14, ч. 4, 8 ст. 18 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ; ч. 7 ст. 21 Закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ):

  • договор купли-продажи, по которому ранее квартира приобреталась, или договор дарения, мены, договор передачи квартиры в собственность (приватизации), вступивший в законную силу судебный акт или свидетельство о праве на наследство;
  • свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру или долю в квартире, выданное до 15.07.2016, либо выписка из ЕГРН (до 01.01.2017 — ЕГРП), удостоверяющая государственную регистрацию права собственности на недвижимость.

Эти документы должны находиться у продавца;

  • документы, удостоверяющие личности продавца и покупателя: для граждан России и СНГ — паспорт; для военнослужащих — удостоверение личности и приписное свидетельство; для граждан России, постоянно проживающих за границей, — общегражданский паспорт; для иностранных граждан — вид на жительство в Российской Федерации или национальный паспорт с отметкой о регистрации в ОВД; для лиц, не достигших 14 лет, — свидетельство о рождении.

Закажите и получите также документы БТИ:

  • экспликацию;
  • поэтажный план.

Получение документов БТИ не является обязательным, однако они могут потребоваться для того, чтобы покупатель мог убедиться в отсутствии в квартире неузаконенных перепланировок.

Шаг 2. Получите единый жилищный документ и выписку из домовой книги

Данные документы предоставляются ЕИРЦ бесплатно в день обращения по заявлению и по предъявлении документа, удостоверяющего личность, и страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.

Шаг 3. Получите справку об отсутствии задолженности по коммунальным платежам и копию финансового лицевого счета

Для этого в РЭУ необходимо представить оплаченные квитанции по коммунальным платежам за последний месяц и обратиться за получением копии финансового лицевого счета.

Шаг 4. Получите нотариальное согласие супруга на продажу квартиры (или доли), а при необходимости — согласие органов опеки

Согласие супруга необходимо, если квартира (или доля в квартире) приобреталась в период брака и является общей совместной собственностью (п. 3 ст. 35 СК РФ).

При получении квартиры во время брака безвозмездно (наследство, дарение, приватизация) согласие супруга на ее продажу не требуется.

Согласие удостоверяет нотариус (платно).

Если в квартире зарегистрированы несовершеннолетние или они являются собственниками квартиры, то необходимо получение согласия органов опеки и попечительства (п. 2 ст. 37 ГК РФ; ч. 2 ст. 20 Закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ).

Шаг 5. Закажите и получите выписку из ЕГРН

Выписку из ЕГРН, подтверждающую отсутствие арестов и обременений, можно получить в отделении Росреестра, Федеральной кадастровой палате Росреестра либо в МФЦ в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты получения запроса. В случае оформления сделки через нотариуса выписка может быть получена нотариусом в электронной форме в автоматизированном режиме незамедлительно, но не позднее следующего рабочего дня после дня направления соответствующего запроса (ч. 9, 14 ст. 62 Закона № 218-ФЗ; п. п. 2, 30 Порядка предоставления сведений, утв. Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968; п. 1.4 Приказа Минэкономразвития России от 18.10.2016 № П/0515).

Выписка нужна, чтобы покупатель перед сделкой мог удостовериться, что квартира по-прежнему находится в собственности продавца и никаких ее обременений не зарегистрировано.

Шаг 6. Составьте договор купли-продажи квартиры

Договор купли-продажи квартиры должен содержать данные, позволяющие определенно установить продаваемый объект недвижимости: название (вид) недвижимого имущества, точный адрес, кадастровый номер, его фактическую площадь согласно документам и назначение, а также цену этого имущества (ст. ст. 554, 555 ГК РФ; ч. 1 ст. 21 Закона № 218-ФЗ).

Особенность договора купли-продажи квартиры — в нем должны быть указаны все лица, которые сохраняют право пользования данной квартирой, в частности зарегистрированы в ней (п. 1 ст. 558 ГК РФ).

Договор подписывается сторонами в простой письменной форме и обязательного нотариального удостоверения не требует. Исключение составляют, в частности (ч. 1 ст. 42, ч. 2 ст. 54 Закона № 218-ФЗ):

  • сделки по отчуждению квартиры, принадлежащей несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, которые подлежат нотариальному удостоверению;
  • сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на квартиру, в том числе при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, которые подлежат нотариальному удостоверению (кроме договоров, заключенных в рамках программы реновации жилищного фонда в г. Москве).

За удостоверение нотариусом сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению, уплачивается госпошлина (нотариальный тариф), размер которой зависит от стоимости имущества (пп. 5 п. 1 ст. 333.24, абз. 2 пп. 5 п. 1 ст. 333.25 НК РФ; ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате; Письмо ФНП от 26.01.2016 № 168/03-16-3).

Обратите внимание!
В случае признания доверенности недействительной совершенный по ней договор купли-продажи также будет признан недействительным, что может повлечь истребование квартиры от добросовестного покупателя (Определение Верховного Суда РФ от 03.04.2018 № 2-КГ18-1).

Если договор подписывается или подается в Росреестр не лично сторонами, а их представителями, то необходимо представить нотариальную доверенность.

Шаг 7. Подайте документы в Росреестр

Заявление и необходимые документы можно представить в Росреестр одним из следующих способов (ч. 1, 2, 12 ст. 18 Закона № 218-ФЗ; п. 2 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 № 883):

  • непосредственно в отделение Росреестра или через МФЦ (независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра) либо уполномоченному лицу Росреестра при выездном приеме.
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (в этом случае подлинность подписи на заявлении должна быть засвидетельствована нотариально, договор купли-продажи и доверенность представителя — нотариально удостоверены, а также приложены копии документов, удостоверяющих личности);
  • в форме электронных документов через Интернет, например посредством официального сайта Росреестра.

За государственную регистрацию права собственности необходимо уплатить госпошлину. При этом представление документа об уплате госпошлины не требуется (заявитель вправе сделать это по собственной инициативе). Однако при отсутствии информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти дней с даты подачи заявления Росреестр возвратит заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения (ст. 17, ч. 7 ст. 18, п. 3 ст. 25 Закона № 218-ФЗ).

Если на момент представления заявления госпошлина не уплачена, заявителю выдается или направляется информация, содержащая необходимый для подтверждения факта оплаты за конкретную услугу уникальный идентификатор платежа (уникальный идентификатор начисления) для уплаты госпошлины, с указанием даты, до которой необходимо ее уплатить (Информация Росреестра от 26.07.2017; Информация Росреестра от 17.10.2017).

Уплатить госпошлину за государственную регистрацию можно в том числе через МФЦ (п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ).

Справка. Размер госпошлины
Размер госпошлины за государственную регистрацию права собственности на квартиру составляет 2 000 руб. При наличии возможности обращения с заявлением и уплаты госпошлины через порталы госуслуг и иные порталы, интегрированные с ЕСИА, госпошлина рассчитывается с коэффициентом 0,7 (пп. 22 п. 1 ст. 333.33, п. 4 ст. 333.35 НК РФ).

Получите расписку (уведомление) о подаче документов на регистрацию (ч. 17 ст. 18 Закона № 218-ФЗ).

О поступлении в Росреестр заявления и документов, поданных через МФЦ, направленных по почте или в электронной форме, а также о ходе оказания услуги по государственной регистрации (поступлении информации об уплате госпошлины и приеме документов в обработку, проведении регистрации и т.д.) вы будете получать уведомления посредством сообщений на электронную почту или номер мобильного телефона (если такие сведения имеются в ЕГРН или указаны в заявлении) либо на бумажном носителе почтовым отправлением (п. 2 Приложения № 1, п. 3 Приложения N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 15.03.2016 № 127; п. п. 3, 4 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 16.03.2016 № 137).

Шаг 8. Получите документы после регистрации

Срок государственной регистрации прав не должен превышать (ч. 1 ст. 16 Закона № 218-ФЗ):

  • семи рабочих дней со дня поступления заявления и необходимых документов в Росреестр (трех рабочих дней для нотариально удостоверенных документов);
  • девяти рабочих дней с даты представления заявления и документов в МФЦ (пяти рабочих дней для нотариально удостоверенных документов);
  • одного рабочего дня, следующего за днем поступления заявления и документов на основании нотариально удостоверенной сделки, в электронной форме.

Течение срока государственной регистрации начинается со следующего рабочего дня после даты приема документов (Письмо Росреестра от 22.08.2017 № 14-10188-ГЕ/17).

Проведенная государственная регистрация прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из ЕГРН, которая может быть направлена вам в электронной форме (ч. 1 ст. 28, ч. 6 ст. 62 Закона № 218-ФЗ).

Обратите внимание!

Продажа квартиры, находившейся в собственности менее трех или пяти лет (в зависимости от времени и оснований ее приобретения), влечет обязанность представления налоговой декларации и уплаты НДФЛ (пп. 2 п. 1 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ; п. 3 ст. 4 Закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

Покупатели с момента оформления права собственности становятся плательщиками налога на имущество физических лиц (ст. ст. 400, 401 НК РФ).

Актуально на 14.12.18 г.

Зарегистрируйтесь и получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 3 дня.

 

КАК ПРОВОДИТСЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ИПОТЕЧНЫХ ЖИЛИЩНЫХ КРЕДИТОВ?

Реструктуризация — это изменение условий действующего кредитного договора для облегчения выплаты долга заемщикам, попавшим в сложную финансовую ситуацию. Реструктуризация проводится на основании соглашения между кредитором и заемщиком либо на основании решения суда в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении кредитного договора для приобретения жилья.

Виды реструктуризации ипотечных жилищных кредитов

Способы реструктуризации каждый банк определяет самостоятельно. Это может быть:

  1. Предоставление льготного периода.

В данном случае временно снижается сумма ежемесячного платежа за счет предоставления отсрочки по погашению кредита и процентов. Отсрочка может быть предоставлена в полном или частичном объеме (п. п. 6, 7 ч. 9 ст. 5 Закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ).

  1. Увеличение срока кредита.

В данном случае сумма ежемесячного платежа уменьшается за счет увеличения общего срока кредита (п. п. 2, 6, 7 ч. 9 ст. 5 Закона № 353-ФЗ).

Обратите внимание!
Учитывая перерасчет ежемесячных платежей, при получении отсрочки или при увеличении срока кредита вы в итоге можете заплатить большую сумму, чем предполагалось по первоначальным условиям договора.

  1. Изменение валюты кредитного договора.

В данном случае кредит в иностранной валюте конвертируется в рубли (п. 3 ч. 9 ст. 5 Закона № 353-ФЗ).

Основания для реструктуризации ипотечных жилищных кредитов

Наиболее частыми основаниями для реструктуризации кредита являются:

  • существенное снижение доходов (потеря работы, изменение условий оплаты и т.п.);
  • призыв/прохождение срочной военной службы в армии;
  • отпуск по уходу за ребенком до полутора или трех лет;
  • утрата трудоспособности;
  • развод заемщика;
  • прочие основания по усмотрению банка.

Возникновение у заемщика перечисленных обстоятельств не обязывает банк реструктуризовать кредит и не освобождает заемщика от необходимости погашать кредит в срок.

Порядок реструктуризации ипотечного жилищного кредита

Чтобы реструктуризовать ипотечный жилищный кредит, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подайте заявление и необходимые документы в банк

Заявление с документами представляется в отделение банка и (при наличии возможности) может быть представлено онлайн. Перечень документов различается в зависимости от требований банка и ваших обстоятельств. В любом случае необходимо документально подтвердить возникновение у вас оснований, на которые вы ссылаетесь для получения реструктуризации.

Как правило, для рассмотрения вопроса о проведении реструктуризации требуется представить:

  1. документ, удостоверяющий личность (в частности, паспорт);
  2. документ, подтверждающий финансовое состояние за последние несколько месяцев (например, справку о доходах по форме 2-НДФЛ);
  3. документы, подтверждающие трудовую занятость (например, копию трудовой книжки или выписку из трудовой книжки, заверенную работодателем; оригинал трудовой книжки в случае увольнения. Как правило, не требуется, если вы получаете заработную плату на счет в банке);
  4. документы, подтверждающие основание для проведения реструктуризации. Например:
  • заверенную работодателем копию приказа об изменении условий трудового договора (например, об изменении размера оплаты труда);
  • заверенную работодателем копию уведомления о предстоящем сокращении;
  • документ, подтверждающий постановку на учет в органе службы занятости населения, с указанием размера пособия по безработице;
  • документы, подтверждающие нетрудоспособность, инвалидность, смерть заемщика (созаемщика) (листок нетрудоспособности, свидетельство о смерти и т.п.);
  • справки иных кредиторов, с которыми у заемщика и членов семьи заемщика заключены кредитные договоры (договоры займа), с указанием сумм остатка долга, срока погашения и предусмотренного графика платежей.

Банк может также запросить дополнительные документы и сведения по своему усмотрению. При обращении в банк лично рекомендуем подготовить два экземпляра заявления и попросить сотрудника банка на одном из них сделать отметку о принятии заявления к рассмотрению. Этот экземпляр оставьте себе, а другой передайте в банк.

Шаг 2. Дождитесь решения банка

Банк проанализирует возможность проведения реструктуризации (с учетом всех условий) и сообщит о принятом решении. Рассмотрение вашего заявления может занять несколько дней. В случае положительного решения банк проинформирует вас об условиях, на которых он готов осуществить реструктуризацию.

Шаг 3. Подпишите документы по реструктуризации кредита

Если условия реструктуризации вас устраивают, обратитесь в банк для внесения изменений в кредитный договор, договор ипотеки и закладную.

На основании изменений банк предоставит новый график платежей по кредиту.

Шаг 4. Обратитесь в суд (в случае отказа банка в реструктуризации)

Если банк отказал вам в реструктуризации, можно обжаловать отказ в суде. Основанием для внесения изменений в кредитный договор является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. К условиям для изменения договора, в частности, относится тот факт, что изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при должной степени заботливости и осмотрительности (п. 1 ст. 450, ст. 451 ГК РФ; п. п. 2, 6 ч. 9 ст. 5 Закона № 353-ФЗ).

Такие обстоятельства, как повышение курса валюты кредита или увольнение по собственному желанию, не являются основаниями для реструктуризации кредита в судебном порядке (п. 8 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).

Актуально на 14.12.18 г.

Зарегистрируйтесь и получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 3 дня.

 

КАКИЕ ДОПЛАТЫ ПОЛАГАЮТСЯ МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ?

Молодые специалисты могут получить выплаты на жилье в сельской местности, доплаты к заработной плате и иные выплаты в зависимости от региона и сферы деятельности.

Понятие «молодой специалист»

Понятие «молодой специалист» применяется и в федеральном, и в региональном, и в местном законодательстве и, как правило, характеризует гражданина до достижения им определенного возраста, имеющего соответствующее образование и принятого на работу по полученной специальности.

Например, федеральным законодательством установлено, что к молодым специалистам относятся граждане РФ в возрасте до 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых специалистов — до 35 лет), имеющие среднее профессиональное или высшее образование, принятые на работу по трудовому договору в соответствии с уровнем профессионального образования и квалификацией (п. 2 Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г., утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р).

В г. Москве молодыми специалистами признаются граждане в возрасте до 30 лет, впервые поступившие на работу непосредственно после окончания образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования (независимо от формы получения образования) и работающие по полученной специальности до истечения трехлетнего срока с момента окончания образовательного учреждения (п. п. 1, 6 ст. 1 Закона г. Москвы от 30.09.2009 № 39).

При этом возраст, в пределах которого гражданин относится к молодым специалистам, может быть и иным. Например, для педагогической деятельности молодыми специалистами в г. Москве считаются лица не старше 35 лет (п. 8.1 Постановления Правительства Москвы от 23.03.2004 № 172-ПП).

Отнесение гражданина к категории «молодой специалист» дает ему право на некоторые гарантии и выплаты. Рассмотрим некоторые из предоставляемых молодым специалистам выплат.

Выплаты на жилье в сельской местности

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 гг. предусматривает предоставление молодым специалистам социальных выплат за счет бюджетных средств на строительство (приобретение) жилья.

На получение социальной выплаты может претендовать молодой специалист, под которым понимается гражданин не старше 35 лет на дату подачи заявления, имеющий законченное высшее (среднее профессиональное) образование, проживающий и работающий на селе. При этом право на выплату возникает, если соблюдаются в совокупности следующие условия (пп. «б» п. 32 Типового положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717):

  • работа в агропромышленном комплексе (далее — АПК) или социальной сфере;
  • постоянное проживание в сельской местности;
  • признание молодого специалиста нуждающимся в улучшении жилищных условий;
  • наличие собственных и (или) заемных средств в определенном размере.

Право на получение данной выплаты имеют также молодые специалисты, изъявившие желание постоянно проживать и работать в АПК или социальной сфере в сельской местности, при соблюдении определенных условий (п. п. 33, 34 Типового положения).

Для расчета размера социальной выплаты используется расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья (п. п. 13, 40 Типового положения).

В случае предоставления социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления), молодой специалист и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодого специалиста с использованием на эти цели социальной выплаты. При этом молодой специалист обязуется работать у работодателя не менее пяти лет со дня получения социальной выплаты (п. п. 41, 42 Типового положения).

В случае досрочного расторжения трудового договора право молодого специалиста на социальную выплату сохраняется, если он в течение шести месяцев заключит трудовой договор с другим работодателем в АПК или социальной сфере в сельской местности (пп. «б» п. 42, п. 44 Типового положения).

Обратите внимание! Если работник не отработает установленный срок, орган местного самоуправления вправе истребовать с него в судебном порядке предоставленную социальную выплату.

Положения вышеуказанной Государственной программы, как правило, учитываются при принятии аналогичных региональных программ. 

Доплаты к заработной плате

Доплаты молодым специалистам имеют регулярный или периодический характер и ограничены обычно тремя (пятью) годами. Как правило, они устанавливаются в зависимости от сферы деятельности (отрасли) и подведомственности работодателя.

Как правило, доплата молодым специалистам, работающим на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, не производится (абз. 3 п. 4.10 Положения, утв. Постановлением № 483/23; п. 1.1 Постановления № 578/28).

Иные выплаты

Помимо вышеуказанных выплат молодым специалистам могут назначаться иные выплаты — единовременные и регулярные.

Так, например, единовременное денежное поощрение выплачивается призерам Всероссийского конкурса на звание лучшего работника учреждения социального обслуживания, в частности, в номинации «Лучший молодой специалист социальной службы» (п. 1 Постановления Правительства РФ от 01.03.2011 № 121; Приложение к Постановлению № 121).

В сфере радиоэлектронной промышленности РФ при наличии финансовых возможностей работодатели предоставляют (п. 7.2.3 Отраслевого соглашения по радиоэлектронной промышленности РФ на 2018 — 2020 гг.):

  • выплаты единовременного пособия молодому работнику после окончания учебного учреждения (впервые поступившему на работу) в размере не менее оклада;
  • персональные меры стимулирования молодых работников и специалистов;
  • сохранение средней заработной платы на период переподготовки и повышения квалификации молодых работников (не реже одного раза в три года).

В организациях, подведомственных Минкультуры России, с целью поддержки молодых специалистов может быть предусмотрен персональный повышающий коэффициент к их должностному окладу в течение первых трех лет работы (п. 4.1.7 Отраслевого соглашения между Министерством культуры РФ и Российским профсоюзом работников культуры на 2018 — 2020 гг.).

Актуально на 14.12.18 г.

Зарегистрируйтесь и получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 3 дня.

 

КТО ОТНОСИТСЯ К САМОЗАНЯТЫМ ГРАЖДАНАМ?

К числу самозанятых относятся граждане, которые без привлечения наемных работников оказывают услуги физлицам для их личных, домашних и иных подобных нужд.

  1. Понятие «самозанятые лица»

Изначально самозанятыми именовались лица, которые самостоятельно обеспечивали себя работой в рамках гражданско-правовых договоров. Исходя из такого широкого понимания к самозанятым гражданам относятся (п. 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 № 1116-О; п. 3.18 ГОСТ 12.0.004-2015; Письмо ФНП от 07.02.2013 № 218/06-06; Письмо Минфина России от 09.02.2011 № 03-04-08/8-23; Информация ФНС России):

  1. индивидуальные предприниматели (далее — ИП);
  2. адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы и иные лица, занимающиеся в установленном порядке частной практикой;
  3. граждане, оказывающие за вознаграждение услуги другим физлицам для их личных, домашних и иных подобных нужд.

В настоящее время принимаются меры по легализации приносящей доход деятельности физлиц, которые не поставлены на учет в налоговых органах. В связи с этим понятие «самозанятые лица» все чаще используется в узком значении и охватывает только последнюю из перечисленных категорий граждан (Стратегия, утв. Распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р; Письмо ФНС России от 02.02.2017 № ГД-4-14/1786@).

Обратите внимание!

К самозанятым лицам не относятся иностранные граждане, которые трудятся по найму (Информация ФНС России):

  • у физлиц для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью;
  • в организациях, у ИП, нотариусов, адвокатов и других лиц, занимающихся частной практикой.
  1. Самозанятые граждане, оказывающие физлицам услуги для личных, домашних и иных подобных нужд

Отдельные виды предпринимательской деятельности граждане могут осуществлять без регистрации в качестве ИП (п. 1 ст. 2, абз. 2 п. 1 ст. 23 ГК РФ).

В частности, это относится к оказанию услуг физлицам для личных, домашних и иных подобных нужд без привлечения наемных работников. Постановка на учет самозанятых граждан, оказывающих такие услуги, осуществляется налоговым органом по их месту жительства (месту пребывания) на основании представляемого ими уведомления (п. 7.3 ст. 83 НК РФ).

Обратите внимание!Доходы (вознаграждения), полученные в 2017 — 2019 гг. от оказания самозанятыми гражданами установленных услуг (например, по репетиторству или ведению домашнего хозяйства), освобождаются от обложения НДФЛ и страховыми взносами при условии уведомления ими о своей деятельности налогового органа (п. 70 ст. 217, пп. 3 п. 3 ст. 422 НК РФ; ч. 13, 20 ст. 13 Закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

Актуально на 14.12.18 г.

Зарегистрируйтесь и получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 3 дня.

 

КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ НЕСЕТ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА?

На управляющую организацию возложены обязанности по управлению многоквартирным домом (МКД), по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома и предоставлению коммунальных услуг.

Основания возникновения обязанностей управляющей организации

Собственники помещений в МКД могут выбрать в качестве способа управления домом управление управляющей организацией (п. 3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).

Обязанности управляющей организации устанавливаются договором управления МКД. К ним, в частности, относятся (ч. 2.3 ст. 161, ч. 1, 2, 4 ст. 162 ЖК РФ):

  • выполнение работ и оказание услуг по управлению МКД;
  • оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД;
  • предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в доме, а также лицам, которые пользуются помещениями в этом доме, либо в установленных случаях обеспечение готовности инженерных систем к предоставлению коммунальных услуг;
  • осуществление иной направленной на достижение целей управления МКД деятельности.

Перечень указанных работ и услуг приводится в договоре (п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ).

Обязанности по управлению МКД

Управление МКД предполагает выполнение установленных стандартов, в частности (ч. 3.1, 6 ст. 45, ч. 13 ст. 155 ЖК РФ; п. п. 2, 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416):

  1. прием, хранение и передачу технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким домом документов, технических средств и оборудования, а также их актуализацию и восстановление (при необходимости);
  2. ведение реестра собственников помещений в МКД и предоставление этого реестра в определенных случаях заинтересованным лицам, сбор, обновление и хранение информации о нанимателях помещений в МКД, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в доме на основании договоров;
  3. подготовку предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в МКД, например о проведении капитального ремонта дома, о мерах для снижения объема потребления энергоресурсов;
  4. организацию рассмотрения общим собранием собственников помещений в МКД вопросов, связанных с управлением домом, а также в установленных случаях обеспечение проведения общего собрания по обращению собственников помещений в МКД, в том числе направление уведомлений о проведении собрания и оформление необходимых документов;
  5. организацию оказания услуг и выполнения работ согласно перечню, утвержденному решением общего собрания, например определение способа выполнения работ, заключение договоров на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД и контроль за подрядчиками;
  6. организацию и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества, в том числе начисление платежей и взносов по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества и коммунальных услуг, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в МКД, а также письменное информирование в установленные сроки об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанности по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества МКД

В части надлежащего содержания и ремонта общего имущества МКД к обязанностям управляющей организации, в частности, относятся (п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ; пп. «б» п. 2 Правил и Минимального перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290):

  1. проверка технического состояния видимых частей конструкций;
  2. проверка кровли на отсутствие протечек, а при их выявлении — незамедлительное устранение вызвавших их нарушений;
  3. проверка и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи, снега и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод;
  4. работы в целях надлежащего содержания лестниц, фасадов, внутренней отделки, полов, оконных и дверных заполнений;
  5. проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, коллективных (общедомовых) приборов учета;
  6. замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.);
  7. восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
  8. организация проведения работ по устранению нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях;
  9. сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов;
  10. работы по содержанию и очистке придомовой территории;
  11. организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок;
  12. проверка состояния и при необходимости выполнение работ по восстановлению конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома.

Для повседневного контроля за работой внутридомовых инженерных систем дома, выполнения заявок собственников и пользователей помещений МКД об устранении их неисправностей и повреждений управляющая организация должна создать круглосуточную аварийно-диспетчерскую службу (п. п. 9, 10, 12, 13 Правил № 416).

Обязанности по предоставлению коммунальных услуг

В части предоставления коммунальных услуг управляющая организация, в частности, обязана (п. 31 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354):

  1. предоставлять их в необходимом объеме и надлежащего качества;
  2. заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг;
  3. при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца, предоставить потребителю возможность ознакомиться с ними;
  4. обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета не позднее трех месяцев со дня принятия собственниками помещений в МКД решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета (далее — ОДПУ) в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением (кроме случаев, когда предоставление коммунальных услуг осуществляется ресурсоснабжающей организацией).

Если коммунальные услуги предоставляет ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ресурсоснабжающая организация), управляющая организация обязана (ч. 11 ст. 161 ЖК РФ):

  1. предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (если они передаются собственниками и нанимателями помещений в управляющую организацию) и ОДПУ;
  2. осуществлять контроль качества предоставления коммунальных услуг и непрерывность их подачи;
  3. принимать от собственников и нанимателей обращения о нарушениях требований к предоставляемым коммунальным услугам или нарушениях при расчете размера платы за коммунальные услуги и взаимодействовать с ресурсоснабжающими организациями при рассмотрении таких обращений;
  4. обеспечивать ресурсоснабжающим организациям доступ к общему имуществу МКД для осуществления в предусмотренных случаях приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг либо самостоятельно производить указанные действия по соглашению с ресурсоснабжающей организацией.

Обязанности по предоставлению информации

Управляющая организация определенным способом должна обеспечить собственникам помещений в МКД свободный доступ к установленной законом информации о своей деятельности (ч. 10, 10.1 ст. 161 ЖК РФ; ч. 4, 5 ст. 6 Закона от 21.07.2014 № 263-ФЗ; п. 5 Стандарта, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731).

По запросам граждан управляющая организация обязана предоставлять информацию о выполненных работах и оказанных (предоставленных) услугах, о ценах (тарифах) и размерах платы за такие работы и услуги, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и внеочередных собраниях собственников помещений, а также иную предусмотренную информацию в срок от одного до десяти рабочих дней (ч. 2 ст. 165 ЖК РФ; п. п. 34, 36 Правил № 416).

Управляющая организация ежегодно в течение I квартала текущего года, если иное не установлено договором, должна представлять собственникам отчет о выполнении договора за предыдущий год, а также размещать указанный отчет в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ч. 11 ст. 162 ЖК РФ).

Актуально на 14.12.18 г.

Зарегистрируйтесь и получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 3 дня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Партнёры

Консультант Плюс: Надёжная правовая поддержка
ООО «ТелекомПлюс»
г. Пермь, ул. Г. Хасана, д. 41; тел.: (342) 281-01-10; горячая линия: 8-800-3000-368; e-mail: plus@telecom.perm.ru

Политика конфиденциальности

Поиск на сайте