Пермский край

Приостановление операций по счетам налогоплательщика банком и налоговым органом

Интернет-интервью с Вячеславом Артуровичем Беловым, вице-президентом Пермской торгово-промышленной палаты, председателем Общественного Совета при УФНС по Пермскому краю, почетным членом некоммерческого партнерства «Пермский профессиональный клуб юристов»



Заблокировать расчетный счет организациям могут несколько учреждений – налоговая инспекция, судебные органы и банк. При любом варианте проверить блокировку счета и ее причину проще всего в банковском учреждении, ведь кредитная организация блокирует счет на основании официальных требований судебных или государственных органов. Специалисты банка смогут указать точную причину и дату блокировки.

Блокировка счета самим банком происходит по закону 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Как правило, блокировке предшествует письменное уведомление. Если исполнить указанные в нем требования и вовремя уведомить инспекцию о предпринятых шагах, такой меры можно избежать.

Если у организации несколько счетов, то в случае блокировки ни один из них не будет функционировать. Это коснется как рублевых, так и валютных расчетов. Не спасет и наличие счета в другом банке, ведь сейчас все финансовые учреждения самостоятельно уведомляют налоговую инспекцию об этом факте. Поэтому, если налоговики заблокировали расчетный счет, все платежи становятся невозможными, кроме обязательств перед бюджетом и выплат по исполнительным листам.

Сегодня мы более подробно остановимся на блокировке счетов налогоплательщиков.

 

 

ТелекомПлюс: Вячеслав Артурович, в каких случаях налоговый орган может приостановить операции по счетам налогоплательщика в банке в 2019 году?

 

Вячеслав Артурович Белов: Статья 76 НК РФ содержит в себе информацию, которая указывает, что блокировка счета налоговой может произойти по следующим причинам:

  1. Налогоплательщик не отреагировал на требования инспекции в нужный срок, не предоставил необходимые сведения, или же представители организации не явились в налоговую инспекцию для дачи разъяснений.
  2. Бизнесмен не сдал налоговую декларацию или же форму 6-НДФЛ в установленный срок, при этом просрочка превысила десять дней. В этом случае вся сумма на счете будет недоступна, а заплатить будет можно лишь налоговые платежи.
  3. Налогоплательщик не уплатил налоги, штрафы или пени. В этом случае блокируется не весь счет, а лишь недоплаченная сумма. Одновременно происходит как блокировка счета налоговой инспекцией, так и выставление инкассо на нужную сумму. Поэтому после получения сведений о блокировке счетов не нужно спешить отправлять платежные поручения, чтобы не произошла двойная оплата. Остальной же доступной суммой организация имеет право распоряжаться в обычном режиме.
  4. Налогоплательщик не предоставил квитанцию об электронной отправке отчетности (даже в случае ее своевременной сдачи).
  5. Налогоплательщик вовремя не сдал расчет по страховым взносам. Ранее этот отчет не входил в список, но был принят закон № 232-ФЗ, который «добавил» и его в перечень оснований для блокировки счета (п. 3.2 ст. 76 НК РФ). За непредставление этого отчета в течение десяти дней с момента окончания срока налоговая инспекция также теперь вправе заблокировать расчетный счет организации.

Рассмотрим некоторые ситуации  подробнее.

 Налогоплательщик не исполнил требование об уплате налога, пеней, штрафа, процентов (п. п. 1, 8 ст. 69, п. п. 2, 11 ст. 76 НК РФ).

Важно учитывать,  что Статьи 46 и 76 НК РФ не содержат прямых указаний на право инспекции приостановить операции по счетам при взыскании процентов, предусмотренных гл. 9 НК РФ.

В то же время налоговые органы вправе взыскивать проценты, начисленные на основании гл. 9 НК РФ, в порядке и сроки, которые установлены для взыскания недоимки ст. ст. 46 — 48 НК РФ (п. 10 ст. 68 НК РФ). При этом порядком взыскания недоимки по налогам предусмотрена обеспечительная мера в виде приостановления операций по счетам (переводов электронных денежных средств) (п. 8 ст. 46 НК РФ).

Таким образом, налоговые органы на практике применяют приостановление операций по счетам при взыскании процентов, которые начислены на основании гл. 9 НК РФ.

Счет блокируется для того, чтобы можно было исполнить решение о взыскании с налогоплательщика задолженности за счет его денежных средств в банках. Важно, что  налоговый орган вправе приостановить операции по счетам по такому основанию  только при наличии вынесенного решения о  взыскании (п. п. 2, 8, 9, 10 ст. 46, п. 10 ст. 68, абз. 2 п. 2 ст. 76 НК РФ).

Налогоплательщик не представил налоговую декларацию в установленный срок (пп. 1 п. 3, п. 11 ст. 76 НК РФ). Так же  налоговые органы вправе приостанавливать операции по банковским счетам (переводы электронных денежных средств) налогового агента в случае непредставления им в инспекцию расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных таким налоговым агентом, в течение 10 дней по окончании установленного срока (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).

Налоговый орган считает необходимым обеспечить исполнение решения по итогам камеральной или выездной налоговой проверки, так как есть основания полагать, что в дальнейшем взыскать по нему задолженность будет затруднительно или невозможно (пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Налогоплательщик-организация не исполнил предусмотренную в п. 5.1 ст. 23 НК РФ обязанность по передаче инспекции квитанции о приеме требования о представлении документов, пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Организация, которая обязана представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, обязана передать в ИФНС в установленный срок электронную квитанцию о приеме полученного от ИФНС в электронной форме любого из следующих документов (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ, Письмо Минфина от 21.04.2015 N 03-02-08/22548):

— требования о представлении документов;

— требования о представлении пояснений;

— уведомления о вызове в ИФНС.

Передать в ИФНС электронную квитанцию о приеме документов надо в течение шести рабочих дней со дня, когда ИФНС отправила вам эти документы (п. 6 ст. 6.1, п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

В случае, если налогоплательщик-организация не исполнил установленную п. 5.1 ст. 23 НК РФ обязанность по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика) документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (пп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Организация, у которой появилась обязанность представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, в течение 10 рабочих дней с даты появления этой обязанности обязана обеспечить возможность ее исполнения одним из следующих способов (п. 6 ст. 6.1, п. 5.1 ст. 23, пп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, Письмо ФНС от 29.06.2016 N ЕД-4-15/11597@):

— заключив с оператором электронного документооборота (ЭДО) договор об оказании услуг по обеспечению ЭДО с ИФНС и приобретя квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи;

— предоставив полномочия по ЭДО с ИФНС уполномоченному представителю (посреднику), имеющему договор с оператором ЭДО и квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, и направив в ИФНС документ, подтверждающий полномочия представителя.

В случае установления налоговым органом факта отсутствия налогоплательщика по юридическому адресу Инспекция может сообщить в десятидневный срок банку, в котором у организации открыты счета, информацию об отсутствии налогоплательщика по юридическому адресу, получив которую, банк по своей инициативе может обратиться в суд за расторжением договора с организацией, что также повлечет блокировке расчетного счета (см. Письмо ФНС России от 23.12.2011 N АС-4-2/22130@ «О представлении в банки информации об организациях, отсутствующих по месту регистрации»).

Важно, что перечень оснований для приостановления операций по банковским счетам налогоплательщика установлен ст. 76 НК РФ и является закрытым. Налоговые органы не вправе приостанавливать банковские  операции налогоплательщиков по  иным основаниям.

 

ТелекомПлюс: Можно ли открыть новый счет в банке, если текущий счет заблокирован?

Вячеслав Артурович: Другой счет в банке, куда поступило решение о приостановлении, налогоплательщику не откроют. Кредитная организация просто не имеет на это право. Более того, за такие действия компания может быть оштрафована (п. 1 ст. 132 НК РФ, п. 2 ст. 15.7 КоАП РФ).

Открыть же счет в другом банке без ведома налогового органа также нельзя. Банкам под угрозой штрафа запрещено открытие новых счетов тем лицам, в отношении которых принято решение о приостановлении операций (пункт 12 статьи 76, пункт 1 статьи 132 НК РФ). Например, за открытие счета при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам с банка взыскивается штраф в размере 20 тыс. руб. (пункт 1 статьи 132 НК РФ).

Сейчас, чтобы проверить, не числятся ли за клиентом замороженные счета, сотрудники банка должны вручную отправить соответствующий запрос через специальный сервис.

Особое внимание хотелось бы обратить на положения этой статьи индивидуальных предпринимателей. В письме от 28.11.2016 № 03-02-07/1/70199 Минфин РФ пояснил следующее:    соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 76 Налогового кодекса РФ при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — индивидуального предпринимателя и переводов его электронных денежных средств банки не вправе открывать этому лицу счета, вклады, депозиты.

При этом Кодексом не предусмотрены исключения в отношении счетов, открываемых на основании договоров банковского счета, вкладов, депозитов, которые открываются индивидуальному предпринимателю для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью.

 

ТелекомПлюс: Как избежать блокировки счета?

Вячеслав Артурович: Как правило, блокировке предшествует письменное уведомление. Если исполнить указанные в нем требования и вовремя уведомить инспекцию о предпринятых шагах, такой меры можно избежать.

Блокировку расчета счета можно попробовать заменить на банковскую гарантию (банк должен быть указан в перечне Минфина), залог ценных бумаг, поручительство третьего лица.

Снять блокировку расчетного счета можно, если налоговики допустили нарушения, когда выносили решение об аресте счета. Сначала нужно подать жалобу в вышестоящий налоговый орган. Если региональное налоговое управление не удовлетворит жалобу нужно подать иск  в суд.

Если  устранить нарушения, то счет разблокируют. Произойдет это не позднее одного дня после того, как налоговики получат требуемые документы или суммы.

Целесообразно поручить юристу сопровождать проверку и держать постоянный контакт с проверяющими, что  позволит снизить риски блокировки, создать  систему внутреннего контроля по своевременности сдачи деклараций, расчетов по НДФЛ, квитанций бухгалтерами или календарь сроков платежей и подачи отчетности.

 

ТелекомПлюс: Какие операции компания вправе проводить по заблокированному счету?

Вячеслав Артурович: По заблокированному счету можно проводить следующие платежи: платежи в пределах суммы остатка на счете за вычетом суммы, указанной в решении о приостановлении операций (п. 2 ст. 76 НК РФ, Письмо Минфина от 11.04.2016 N 03-02-08/20569). Важно учитывать, что при блокировке счета из-за непредставления декларации счет блокируется полностью (Письмо Минфина от 15.04.2010 N 03-02-07/1-167); без ограничения по сумме (в т.ч. если счет заблокирован полностью) проводить платежи в порядке очередности (п. 2 ст. 855 ГК РФ, п. 1 ст. 76 НК РФ). Более подробно информацию можно посмотреть в  письмах Минфина РФ от 01.08.2014 N 03-02-07/1/38070, от 21.02.2014 N 03-02-07/1/7393 (п. 2)).

 

ТелекомПлюс: Счет заблокирован по ошибке, ИФНС подтвердила ошибку. Можно ли наказать ИФНС за такие действия?

 

Вячеслав Артурович: Налоговая инспекция заблокировала счет ошибочно, ошибку признали, в течение нескольких  дней счет оставался заблокированным. Как можно наказать ИФНС за такие действия?

При незаконной приостановке операций по счету налоговая инспекция обязана выплачивать проценты налогоплательщику за каждый календарный день ареста счета.  Со дня получения банком решения о незаконной  блокировке счета  до дня поступления в банк решения о ее отмене (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Для того, чтобы их взыскать, необходимо направить в ИФНС соответствующее заявление, к которому рекомендуется приложить расчет процентов.

 Пример из судебной практики.  Налоговая  инспекция заблокировала счета компании из-за несуществующего долга. Чтобы разблокировать счета, фирма потратила на погашение недоимки кредитные деньги и потеряла на процентах. Всю сумму процентов взыскали из бюджета в пользу пострадавшего налогоплательщика — почти 200 тысяч рублей.

Можно более подробно посмотреть пример положительной практики в пользу налогоплательщика по следующей ссылке: http://kad.arbitr.ru/Card/435a2249-9b8b-4c31-b073-0253e3dbe992 , другой пример — https://finance.rambler.ru/other/42169965-irkutskaya-kompaniya-otsudila-u-fns-ubytki-za-blokirovku-schetov/ .

 

ТелекомПлюс: Счет заблокирован без вины организации. Какие доказательства необходимо представить, чтобы доказать отсутствие вины организации?

 

Вячеслав Артурович: Если счет заблокирован неправомерно, сначала обратитесь в саму инспекцию, написав письмо на имя ее руководителя. Причина может быть простой. Например, технический сбой в программе, неправильное (или с задержкой) разнесение в ней сведений инспектором, утеря декларации. Также в налоговой инспекции могли не увидеть ваш платеж, поскольку он попал в невыясненные платежи из-за ошибок в платежке.

Если же счет заблокирован без вины организации, что   бывает, то нужно представить доказательства ее отсутствия. В таком качестве могут выступить, в частности: платежные поручения, выписки со счета, подтверждающие факт уплаты налога; декларации с отметкой о принятии налоговым органом либо квитанции и описи вложения с указанием даты отправки и штампом почтового отделения или с приложением квитанции, подтверждающей сдачу декларации по электронным каналам связи; акт сверки с налоговым органом, подтверждающий факт отсутствия у налогоплательщика задолженности перед бюджетом.

Не более чем через день после того, как налогоплательщик представит все необходимые документы, инспекция обязана принять решение об отмене блокировки его счетов (п. 8 ст. 76 НК РФ).

По просьбе налогоплательщика обеспечительные меры исполнения решения в виде блокировки счета могут быть заменены на: банковскую гарантию (подп. 1 п. 11 ст. 101 НК РФ); залог ценных бумаг (подп. 2 п. 11 ст. 101 НК РФ); поручительство третьего лица (подп. 3 п. 11 ст. 101 НК РФ).

В случаях, когда разногласия с проверяющими не удается урегулировать, налогоплательщик вправе обратиться в вышестоящий налоговый орган (в течение трех месяцев со дня получения решения инспекции) или в суд. При благополучном для компании исходе дела решение арбитров исполняется немедленно (п. 7 ст. 201 АПК РФ).

При обращении в суд можно подать одновременно с заявлением о признании решения недействительным ходатайство о приостановлении действия такого решения.

В ч. 1 ст. 90 АПК РФ указано, что по заявлению лица, участвующего в деле, суд может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Согласно ч. 3 ст. 199 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов арбитражного суда. На основании определения об обеспечении иска арбитражным судом, который вынес указанное определение, выдается исполнительный лист (ч. 1 ст. 96 АПК РФ). Этот исполнительный лист налогоплательщик передает в банк, который обязан возобновить расходные операции по счету. Действие обеспечительной меры длится обычно до принятия решения по делу.

Это позволит компании распоряжаться счетом в обычном порядке, с тем, чтобы не допустить приостановление предпринимательской деятельности организации, убытков либо штрафных санкций за неисполнение своих обязательств перед контрагентами.

 

ТелекомПлюс: На каком основании решение о приостановлении операций по счетам в банке может быть признано недействительным?

 

Вячеслав Артурович: Как уже сказано выше, прежде всего на основании самого решения  налогового органа, вышестоящего налогового органа или решения суда.

 

ТелекомПлюс: Как разблокировать счет?

 

Вячеслав Артурович: Действиями, которые были основанием для блокировки счета. Погасить задолженность, сдать необходимую   отчетность, заключить договор  с оператором по электронному  обмену документами с ИНФС, зарегистрировать  юридический адрес  по месту фактического  нахождения  юридического лица, передать  в ИФНС  электронную квитанцию о приеме полученных от ИФНС в электронной форме документов, представить объяснения и документы банку в случае приостановления операций банком в соответствии с федеральным законом от  07.08.2001 № 115-ФЗ ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Налоговый орган по закону должен разблокировать счет не позднее следующего дня после устранения основания блокировки счета (п. 8 ст. 76 НК РФ). На деле же инспекции  не постоянно отслеживает поступление денег после блокировки или сдачу деклараций. Поэтому для ускорения процедуры открытия счета, после выполнения всех требований необходимо уведомить об этом ИФНС и предоставить платежные поручения с отметкой банка, получить решение инспекции и отвезти его в банк. До настоящего времени это самый быстрый из возможных способов разблокировки счета.

Несколько лет назад стало возможным проверить блокировку расчетного счета налоговой инспекцией онлайн. Получить сведения о блокировке может любое заинтересованное лицо. На сайте ФНС есть отдельный раздел, откуда можно получить оперативную информацию о состоянии интересующего расчетного счета.

Этим же сервисом пользуются и кредитные учреждения при заявке от организации на открытие нового расчетного счета, так как согласно п. 12 ст. 76 НК РФ банк, как уже говорилось выше,  не имеет права открывать новый счет клиенту, у которого в одном из банков уже есть заблокированный счет. Данная услуга актуальна и для организаций, которые хотят проверить блокировку счета на сайте ИФНС у своих потенциальных партнеров.

 

ТелекомПлюс: В каких случаях ИФНС не вправе блокировать счет?

 

Вячеслав Артурович: Транзитный валютный счет не является счетом в понимании ст. 11 НК РФ. Данный счет имеет целевое назначение, так как открывается для ведения операций с иностранной валютой одновременно с текущим валютным счетом (п. 2.1 Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации», Постановление Президиума ВАС РФ от 04.07.2002 № 10335/01).

Таким образом, НК РФ не предусмотрено приостановление операций по счетам налогоплательщиков в банках, которые не определены п. 2 ст. 11 НК РФ, в том числе по транзитным валютным счетам (Письмо Минфина России от 16.04.2013 № 03-02-07/1/12722).

Полагаем, что с 01.07.2019 года нельзя блокировать эскроу счета организаций застройщиков, исходя из изложенной выше логики, так как это целевые средства.

 

ТелекомПлюс: Вячеслав Артурович, мы благодарим Вас за участие в нашем интернет-интервью.

  

Интернет-интервью В.А. Белова на тему: «Приостановление операций по счетам налогоплательщика банком и налоговым органом» доступно также в  СПС КонсультантПлюс: Пермский край.

 

Партнёры


Консультант Плюс: Надёжная правовая поддержка
ООО «ТелекомПлюс»
г. Пермь, ул. Г. Хасана, д. 41; тел.: (342) 281-01-10; горячая линия: 8-800-3000-368; e-mail: plus@telecom.perm.ru

Политика конфиденциальности

Поиск на сайте