Особенности бухгалтерской отчетности малых предприятий за 2015 год

Опубликовано в № 189-1 (декабрь) 2015 г.

После новогодних праздников наступит самая горячая пора для бухгалтерии — подготовка годовой отчетности.

2015 год принес много новшеств для субъектов малого предпринимательства. Летом 2015 года были приняты Федеральный закон № 156-ФЗ от 29.06.2015 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ № 702 от 13.07.2015 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», которые внесли существенные изменения в критерии, в соответствии с которыми организации могут считаться малыми.

Этих критериев три:

  • доля участия в уставном капитале организации других юридических лиц — не субъектов малого предпринимательства;
  • средняя численность работников;
  • размер выручки.

Критерий по численности остался без изменений. А вот по двум другим произошло существенное увеличение.

Доля участия в уставном капитале организации других юридических лиц, которые не являются малыми, теперь ограничена не 25, а 49 процентами. А предельная выручка просто увеличена вдвое:

  • 120 млн. руб. для микропредприятий;
  • 800 млн. руб. для малых предприятий.

Кроме того, Федеральный закон № 156-ФЗ внес изменения в пункт 4 статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Теперь категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим. То есть теперь, чтобы утратить право на статус субъекта малого предпринимательства, критерии могут не соблюдаться организациями не 2 года, а целых 3 года подряд.

Все эти изменения были приняты в середине года, что вызвало вопросы о начале их применения. В связи с этим Министерство экономики и развития выпустило письмо № Д05и-1163 от 10.03.2015, в котором разъяснено, что Постановление № 702 применяется при расчете размера выручки и за предыдущие периоды (календарные годы).

Казалось бы, субъектам малого предпринимательства стало совсем хорошо… Однако на самом деле не все так просто.

Всем известно, что все малые предприятия раньше имели право на упрощенный бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность. В ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» Министерством финансов РФ были перечислены все возможные упрощения.

В частности:

1. Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 года № 64н, была предусмотрена возможность сокращения количества синтетических счетов в применяемом субъектом малого предпринимательства рабочем плане счетов бухгалтерского учета, а также возможность применения упрощенной формы бухгалтерского учета (без использования (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества).

2. В большей части действующих положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающих правила бухгалтерского учета отдельных объектов, содержалось указание на возможность неприменения некоторых требований, установленных в них, субъектами малого предпринимательства (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг).

В частности, им было предоставлено право:

  • применять кассовый метод учета доходов и расходов;
  • не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов;
  • не корректировать стоимость финансовых вложений;
  • не формировать оценочные обязательства;
  • все проценты по займам и кредитам признавать текущими расходами;
  • не применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
  • исправлять все, даже существенные, ошибки в текущем периоде, без пересчета показателей прошлых лет;
  • при изменении учетной политики не производить пересчет показателей прошлых периодов.

3. Субъектам малого предпринимательства предоставлялась возможность раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для всех организаций. Так, в частности, решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность субъекта малого предпринимательства отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определялось необходимостью приведения в отчетности дополнительных сведений, без которых невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Также субъекты малого предпринимательства были вправе при формировании бухгалтерской отчетности не раскрывать информацию:

  • по сегментам;
  • по прекращаемой деятельности;
  • о событиях после отчетной даты;
  • о связанных сторонах (о сделках между взаимозависимыми лицами).

Заметим, что принципы построения и особенности ведения бухгалтерского учета, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности малых предприятий в обязательном порядке должны были быть отражены в учетной политике организации, так как малое предприятие имело и имеет право не пользоваться всеми этими «послаблениями» в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.

4. Кроме того, для субъектов малого предпринимательства предусматривалась возможность использования упрощенных форм бухгалтерской отчетности (упрощенные формы баланса и отчета о финансовых результатах приведены в приложении № 5 к Приказу Минфина России от 2 июля 2010 года № 66н).

Но такое положение вещей осталось в прошлом. Дело в том, что статья 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» была дополнена пунктом 5 следующего содержания:

«Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют следующие экономические субъекты:

1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации…»

Таким образом, с момента вступления в силу изменений (то есть начиная с 16 ноября 2014 года) изменились и требования Федерального закона № 402-ФЗ в отношении субъектов малого предпринимательства, подлежащих обязательному аудиту. Это значит, что с момента внесения вышеуказанных изменений в Федеральный закон № 402-ФЗ такие организации не имеют права:

  • на применение  упрощенных способов ведения бухгалтерского учета;
  • на формирование упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Поэтому Приказом Минфина РФ № 57 от 06.04.2015 были внесены корректировки во все ПБУ, в которых содержались «послабления» для малых предприятий. В текстах этих ПБУ слова «субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированные некоммерческие организации вправе» заменены на слова «организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут».

Кроме того, из названия ПЗ-3/2015 также исчезли слова «для субъектов малого предпринимательства».

Из всего сказанного следуют не совсем веселые выводы:

  • во-первых, чтобы иметь право на упрощенный бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность, недостаточно укладываться в критерии, установленные федеральным законодательством для субъектов малого предпринимательства (то есть не все малые предприятия теперь имеют это почетное право);
  • во-вторых, право на упрощенный бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность совсем не зависит от применяемой системы налогообложения (в частности, упрощенной системы налогообложения); вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность они должны с 1 января 2013 года в соответствии с требованиями Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»;
  • в-третьих, чтобы воспользоваться правом на упрощенный бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность, НЕ надо подпадать под критерии обязательного аудита.

Напомним, что перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, установлен частью 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307‑ФЗ «Об аудиторской деятельности», который, кстати, также претерпел изменения.

В частности, аудит теперь обязателен, если:

  • организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества (то есть даже ЗАО);
  • объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.

Таким образом, чтобы иметь право на упрощенный бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность, необходимо сопоставлять финансовые показатели с предельными показателями (критериями, условиями), установленными, по крайней мере, тремя законами: № 209-ФЗ, № 307-ФЗ и частью II Налогового кодекса.

Например, рассмотрим организацию, имеющую право на применение УСНО, у которой выручка за 2014 год (не 2015, так как по Закону № 307-ФЗ берутся показатели предыдущего года), скажем, 70 млн. руб. и основные средства стоимостью 80 млн. руб. Такая организация имеет сумму активов в балансе больше 60 млн. руб., в связи с чем ее годовая бухгалтерская отчетность за 2015 год подпадает под обязательный аудит, и, соответственно, эта организация должна в 2015 году вести полномерный бухгалтерский учет (то есть применять все ПБУ) и составить за 2015 год полномерную бухгалтерскую отчетность (то есть все формы и приложения).

Наталья Бондарчук,
Ольга Габдрахманова,
компания «Аудит Приват Сервис»